Состав группы:
В дальнюю поездку лучше всего отправляться группой 4—6 человек на 2—3 мотоциклах. При таком составе легче решаются организационные вопросы и сама группа получается более мобильной. К тому же на современных шоссейных дорогах, сильно загруженных автотранспортом, двигаться большой колонной сложно.
Важный аспект - степень физической подготовленности участников к предстоящему путешествию. Сложный маршрут в трудных дорожных условиях, когда управление тяжело груженным мотоциклом становится поистине нелегким, потребует от мототуриста большой выносливости и силы. Тем, кто собирается путешествовать в таких условиях, рекомендуем воспользоваться опытом мотокроссменов. Система их подготовки включает общую закалку организма, комплекс физических упражнений, тренировки на мотоцикле по пересеченной местности. Но физическая подготовка не единственное требование к участникам путешествия. Слабые водительские навыки, неудовлетворительное техническое состояние мотоцикла могут сорвать все планы. Члены группы должны иметь и в этом равные возможности.
Разработка маршрута:
Разработка маршрута, в которой должны участвовать все члены будущего путешествия, должна включать и работу над картой. Рекомендуются «Атлас автомобильных дорог СССР», туристские карты или схемы по отдельным маршрутам (например, «По пяти республикам на автомобиле», «Москва — Киев — Закарпатье», «Кавказское кольцо»). Последние удобны тем, что содержат краткое описание маршрута с указанием сведений, интересующих мототуристов.
На карте намечаются населенные пункты, через которые вы хотели бы проехать, места возможных заправок бензином и длительного отдыха. Работа над картами позволит уточнить пробег в километрах и внести коррективы во время, отведенное на движение и остановки, т. е. составить конкретный график путешествия.
Подготовка мотоцикла:
Казалось бы, о какой подготовке может идти речь, если мотоцикл исправный, а то и новый: садись — и катай. Но не забывайте, что в путешествии вам предстоит в короткий срок проехать не одну тысячу километров вдали от дома и, возможно, от ремонтных мастерских. И пусть вас не успокаивает, что в течение сезона, никуда далеко не выезжая, вы «накручивали» тысячи километров без всякого ремонта. Короткие поездки, когда и двигатель толком не успевает «войти в режим», — совсем не то, что форсированная езда на дальние расстояния. Поэтому вполне исправный и даже новый мотоцикл требует подготовки к путешествию. Кстати, новый мотоцикл подготовить надо особенно тщательно. Действительно, мотоцикл, прошедший эксплуатацию в течение сезона или больше, проявил свой «норов», и водитель знает его слабые места, а вот новый может преподнести сюрприз, да еще вдали от дома.
Само собой разумеется, мотоцикл следует готовить к началу каждого сезона. Но обычно большинство мотоциклистов отправляются в дальнее путешествие уже в середине лета или ближе к осени. И это еще один довод в пользу дополнительной подготовки материальной части, уже успевшей достаточно поработать.


Помимо технической части, нужно подумать и дополнительном туристском оборудовании мотоцикла.
Багажники:
Основное туристское оборудование мотоцикла — багажники. Устанавливать их можно за седлом пассажира, по бокам заднего колеса, на бензобаке, в некоторых случаях на переднем крыле мотоцикла, а при наличии защитных дуг — в виде пеналов на дугах. Цель такого размещения — более равномерное распределение груза по всему мотоциклу. Кстати, хотим предупредить — не надейтесь хорошо провести путешествие на мотоцикле с рюкзаком за плечами: это неудобно и утомительно.
Защитные дуги:
На мотоцикле в дальней дороге неплохо иметь защитные дуги. Это не дань моде, а полезное дополнение, повышающее безопасность езды. Дуги предназначены для того ,чтобы уберечь водителя от травм при падении и предохранить мотоцикл от повреждений. На них удобно установить пеналы для вещей, противотуманную фару, грязевые щитки. Проектировать дуги надо с таким расчетом, чтобы при опрокидываний мотоцикла набок руль и бак не касались дороги.
Ветровой щиток:
Неоценимую услугу в дальней дороге оказывает мототуристу ветровой щиток. Он защищает от ветра, пыли и непогоды, а при удачной конфигурации улучшает аэродинамику мотоцикла. Правда, ветровые щитки имеют свои минусы: создавая комфорт водителю, они несколько ухудшают условия езды пассажира из-за возникающих за щитком завихрений. «Ветровик» лучше сделать из двух частей (верхнюю — из органического стекла, нижнюю — из алюминия). Изготовить такой щиток гораздо проще, чем из целого стекла, да и бьется он реже.
Грязевые щитки:
Полезно также позаботиться о защите ног. Солнце не всегда освещает дальнюю дорогу, а ехать с мокрыми ногами — удовольствие маленькое. Поэтому предлагаем туристам установить на свой мотоцикл грязевые щитки. Однако, выполняя основную функцию — защиту ног от ветра и грязи, они не должны касаться дороги на виражах, мешать работе педалей, вибрировать и дребезжать при езде.
Некоторые туристские приспособления:
Готовясь к путешествию, полезно оборудовать мотоцикл и другими
туристскими приспособлениями. Так, в пути пригодится боковой упор: при
кратковременной остановке тяжело нагруженную машину не придется
втаскивать на подставку; значительно упростится постановка мотоцикла на
склонах или на мягком грунте.
Различные полезные мелочи:
Иногда полезно иметь «мелочи», создающие определенные удобства в путешествии, облегчающие эксплуатацию машины, позволяющие иметь под рукой запасные части и инструменты. На первый взгляд они могут показаться излишними, но, как говорят бывалые люди: «Мелочей всегда не замечаешь, когда они есть, и очень ощущаешь их отсутствие».
За последние годы люди привыкли видеть такое оборудование почти на каждом
мотоцикле. Теперь машины без багажников, ветровых и грязевых щитков,
защитных дуг кажутся какими-то голыми. К сожалению, наша промышленность
выпускает мало туристского оборудования для мотоциклов, да и
ассортимент его ограничен, и мототуристы вынуждены изготавливать его
сами, в силу своих возможностей и умения.
Вещи необходимые в путешествии:
Теперь пора подумать о вещах личного обихода. Чтобы ничего не забыть,
составьте подробный список вещей, которые вам могут понадобиться в
течение отпуска, а потом безжалостно вычеркните все, без чего сможете
обойтись (полезность такой меры станет особенно очевидна, когда придет
время размещать вещи на мотоцикле).
Для путешествия достаточно иметь минимум
одежды. Вполне можно обойтись двумя ковбойками, строчеными брюками
(джинсами), тренировочным костюмом (в дороге он заменит теплое белье),
шортами, легкими туфлями или сандалетами, плавками, двумя парами
нижнего белья и носков. В жаркие дни пригодится берет или велосипедная
шапочка. Костюм и нарядная обувь пусть остаются дома — в музеи и другие
общественные места пускают в куртке, строченых брюках и сандалетах —
было бы желание!
Особенно призываю представительниц
«прекрасного пола» удержаться от соблазна взять выходные платья и
модные туфли: эти вещи будут надеты за отпуск раз-другой, места же они
занимают много. А вот захватить немнущееся платье или юбку не помешает
— не везде перед женщиной в брюках распахивают двери. В общем,
придерживайтесь спартанских принципов при подборе одежды! Специальную
одежду мотоциклиста, теплые вещи и одежду на случай дождя мы пока не
упомянули, об этом разговор особый, и пойдет он позже.
В списке вещей не пропустите такие
необходимые предметы, как пенал с нитками и иголками, дратву для
ремонта багажных сумок, «английские» булавки, несколько пуговиц,
маленькие ножницы» добротный перочинный нож, спички, карманный фонарь,
запасные стекла или фильтры для мото-очков, походную медицинскую
аптечку, туалетные принадлежности. Бритву лучше взять механическую типа
«Спутник» — всегда сможете побриться независимо от наличия
электро-розетки. Зеркальце для бритья брать не обязательно: на мотоцикле
оно всегда под рукой. Есть, конечно, «оригиналы», предпочитающие в
отпуске совсем не бриться, но к чему собирать дорожную пыль?
В дороге окажется полезной паста для очистки
без воды загрязненных рук. Она продается в хозяйственных и
галантерейных магазинах. Запаситесь также охотничьей мазью для пропитки
сапог в дождливую погоду.
Среди вещей, отбираемых для путешествия,
почетное место занимает фотокиноаппаратура. Но не каждый аппарат удобен
для мотоциклиста. Фотокамеры с громоздкими объективами тяжелы и
занимают много места. Лучше иметь с собой узкопленочный аппарат типа
«Зоркий» с убирающимся объективом или широкопленочный типа «Москва».
Выбор кинокамеры также приходится подчинять
жестким требованиям веса и габаритов. Наиболее подходят камеры «Экран»,
«Спорт» и «Аврора». Последние две имеют электропривод, позволяющий
пассажиру оперативно вести съемку на ходу.
Пригодится рукав для зарядки пленок,
особенно в случае неисправности механизма перемотки или если конец
пленки вырвался из подающей кассеты. И хотя с собой надо брать лишь
«прожиточный минимум», рукав не излишество: перезарядка под одеялом или
в куртке не очень-то надежна.
Не обходятся теперь путешественники и без
транзисторного приемника, который должен быть также небольшого размера.
Поскольку предстоит обеспечить звучание приемника в течение месяца,
замените батарейку «крона» или аккумулятор на две последовательно
включенные плоские батарейки типа КБС, которые укрепите на задней
стенке футляра. Между прочим, удобно, если карманный фонарь, кинокамера
и приемник будут работать на однотипных батареях.
Хорошую службу
сослужит пара новых пакетов из толстого полиэтилена. Их можно
использовать и в качестве емкости, заправляясь бензином в дороге, а
также для набора воды при мойке машины.
Заканчивая перечисление необходимых вещей,
хотчется напомнить о накидке на машину. На стоянках она защитит от дождя и
утренней росы, пыли и... ребятишек. Практика показала — к накрытому
мотоциклу дети подходят реже и не залезают на него. Для накидки лучше
использовать тонкую прорезиненную ткань типа «серебрянка», а не
прозрачный полиэтилен, к тому же дубеющий на холоде. Хорошим
дополнением к накидке будут резинки и кнопки, пришитые по краям для
крепления накидки на мотоцикле.
Развитие за последние годы широкой сети
кемпингов и пансионатов дает возможность путешественникам рассчитывать
на их гостеприимство и тем самым сэкономить на количестве возимых с
собой вещей. Если же вы хотите наслаждаться природой и пожить на
вольном воздухе, перечисленные вещи необходимо дополнить палаткой и
прочими атрибутами кочевой жизни.
Палатка мотоциклиста должна быть легкой,
занимать мало места и иметь полный комплект дюралюминиевых колышков и
разборных стоек. При возможности выбора остановитесь на палатке с
прорезиненным полом и ярко-желтым верхом, пропитанным водоотталкивающим
составом. В таком домике даже в пасмурную погоду всегда сухо и
солнечно. Потренируйтесь перед отъездом, как более компактно сложить
палатку. Вполне вероятно, длинные стоики придется разрезать и сделать
составными.
В дополнение к палатке неплохо иметь и
матрасы. Мотоциклистам надувные матрасы подходят больше, чем матрасы из
поролона или спальные мешки, так как, будучи свернутыми, занимают
меньше места. Кроме того, они не боятся сырости.
Для уменьшения объема и веса снаряжения
мототуристов, путешествующих вдвоем на одном мотоцикле, больше устроит
миниатюрная палатка, рассчитанная только для ночлега. Под стать такой
мини-палатке два детских надувных матрасика из пластиката, вполне
пригодных для взрослого человека. Они чрезвычайно легки и могут
благодаря своим габаритам уместиться даже в одноместной палатке. Однако
они требуют бережного обращения.
Не обойтись и без двух одеял, одним из
которых застилают надувные матрасы, чтобы они не холодили. Туристы,
которым позволяют возможности машины, берут с собой простынь с
пододеяльником (ведь для хорошего отдыха надо обязательно спать без
верхней одежды) и маленькие надувные подушки.
Конечно, рассчитывая на жизнь вдали от
цивилизации, придется захватить немного посуды, небьющейся, легкой,
компактной, вкладывающейся одна в другую. Для приготовления пищи удобен
котелок армейского образца. Он плоский и занимает меньше места, чем
другие котелки, а крышку его можно использовать в качестве сковороды.
В дополнение к перечисленному купите в
охотничьем или спортивном магазине пластмассовый пенал для соли и
«совмещенные», на одной ручке, нож, вилку, ложку и ключ для открывания
консервов.
Итак, посуда подобрана. На чем же готовить
еду в путешествии? Можно, конечно, использовать старое испытанное
средство — костер, но как выйти из положения, если остановитесь там,
где костер развести нельзя? Поэтому лучше ориентироваться на походный
од-ноконфорочный туристский примус, работающий даже на смеси для
двухтактных двигателей. Бачок у него герметичен, что позволяет возить
примус в заправленном состоянии. Такой примус хорош и в лесу. Не
придется тратить время на поиски сушняка для костра, рубить дрова. К
тому же он избавит от необходимости везти топор. Ведь даже туристский
топор достаточно тяжелый и громоздкий.
После сбора вещей отложите деньги и
документы: удостоверение водителя с талоном, талон технического
паспорта, личный паспорт, военнообязанные — военный билет. Кстати,
обратите внимание, не кончился ли срок действия паспорта, иначе при
устройстве в гостиницах и кемпингах не оберетесь хлопот.
Чтобы в дороге документы не подмокли во
время дождя, вложите их в полиэтиленовый пакет. В такой же пакет
поместите талоны на бензин и масло. Талоны возьмите на все путешествие:
на заправках не придется искать разменной монеты; к тому же не везде
горючее продается за деньги. Талоны должны быть на разные сорта
бензина, так как той или иной марки бензина на колонках может не
оказаться. Для удобства расчета приобретите талоны на бензин
достоинством по 5 и 10 л, а на масло — по 0,5 л.
Без денег, как и без бензина, далеко не
уедешь. Но стоит ли везти их все с собой? Возьмите несколько
аккредитивов на 40—50 рублей каждый, оставив некоторую сумму наличными.
Это позволит более равномерно распределить деньги на весь отпуск, и
домой не придется возвращаться без единого рубля в кармане.
Одежда мототуриста:
Мотоциклист открыт всем ветрам и дождям. Поэтому одежда его
должна быть теплой и непромокаемой. Даже в разгар лета в
среднеевропейской части страны часов до девяти-десяти утра ехать
холодно, и дождь не такая уж редкость в дальней дороге.
Хорошо спасает от ветра полиэтиленовый плащ, надетый под куртку и заправленный в брюки, но у него есть существенный недостаток: тело в нем не дышит, и через некоторое время одежда становится влажной. В крайнем случае, можно воспользоваться обыкновенной газетой, подложенной под верхнюю одежду. Хотя эта защита и непрочная, зато сохраняет тепло.
Во время длительных поездок при прохладной погоде перечисленные меры могут оказаться малоэффективными и будут мерзнуть поясница и колени. Поэтому пристегните к брюкам меховой пояс, плотно охватывающий поясницу, и утеплите брюки, на коленях подшив тонкий слой ватина.
Необходимы в пути свитер и шерстяные носки. Вся одежда должна быть тщательно подогнана по фигуре, чтобы свести к минимуму попадание холодного воздуха. На куртке, например, желательно иметь «молнию», оканчивающуюся у кончиков воротника. Это позволит застегивать воротник наглухо. Не помешают резинки на талии или ремешки. Хорошо, если куртки имеют манжеты. Вместе с тем одежда не должна стеснять движений, «тянуть».
А что надеть на ноги? Всякой другой обуви предпочитайте сапоги, даже если едете по автостраде на юг. Перед дальней дорогой смажьте их охотничьей мазью или гуталином. Более удобны мягкие и легкие сапоги: при необходимости их проще сложить и убрать в багаж. Резиновые сапоги хороши только в грязь и дождь. Брать же с собой те и другие недозволенная роскошь.
Обязательный головной убор мотоциклиста — шлем. Он предохраняет голову от травм в случае аварии, защищает от ветра, дождя и шума двигателя.
Хороший шлем отвечает следующим требованиям: он прочный, не тяжелый, не имеет остаточной деформации после удара (алюминиевому шлему присущ этот недостаток), не тесен, хотя кожаный подшлемник плотно облегает лицо.
Шлемы бывают разных фасонов — мелкие и глубокие, с наушниками, с козырьком и без него. Каждый фасон имеет свои преимущества и недостатки. Например, глубокий шлем лучше предохраняет голову, но он громоздок, что неудобно, когда приходится носить его в руках. Козырек на шлеме защищает глаза от солнца и мотоочки от дождя, но мешает поднимать последние. И по цвету шлемы встречаются самые различные, но предпочтение надо отдать белому. В солнечный день он меньше нагревается, в темноте гораздо лучше виден, чем шлемы других цветов. Учтите — в дороге шлем всегда должен быть застегнут, иначе при падении он соскочит с головы, так и не выполнив своего назначения.
Не забудьте и о защите глаз. Ездить надо обязательно в специальных очках: глаза не будут слезиться и воспаляться от встречного потока воздуха. Очки предохранят также от случайного попадания пыли и мошкары. Представляете, что может произойти, если придется зажмуриться в потоке машин?

Мототуристы обычно ограничиваются защитой глаз и нередко забывают предохранять лицо. А его в дороге иногда приходится ограждать от холода, обветривания и дождя, который при движении больно сечет кожу. По краям мотоочков прикрепите микропористую резину, закрывающую щели между очками и шлемом, а к нижней части оправы приклейте кожаный наносник. Щеки, рот и подбородок закройте маской или обыкновенной женской косынкой, сложенной треугольником. Концы косынки завяжите на шее под подбородком. Все эти меры окажутся не лишними, даже если мотоцикл оборудован ветровым щитком.
В жаркий солнечный день мототуристу тоже приходится заботиться о лице. К темным очкам полезно прикрепить пластикатовый наносник, а губы и щеки прикрыть косынкой.
Если специальные мото-очки достать трудно, смастерите защитный щиток из плексигласа и закрепите его дужками на шлеме. Предусмотрите между щитком и шлемом щель, чтобы избежать запотевания стекла от дыхания. Длина дужек, способ их крепления должны обеспечивать фиксацию щитка в поднятом положении и исключить давление плексигласа на нос при опущенном щитке. Такой способ защиты лица зарекомендовал себя неплохо, но, к сожалению, щиток также легко царапается при неосторожном обращении, как и очки с целлулоидом, а во время езды ночью появляются сильные блики от фар встречных машин.
Ездить всегда нужно в мотоциклетных крагах, а если жарко,— в легких кожаных перчатках. В них руки не устают от рифлений на ручках руля, меньше пачкаются. Да и с точки зрения безопасности эти вещи полезны. Краги хороши при прохладной погоде, так как не пропускают холодный воздух в рукава. Утром не лишними могут оказаться шерстяные перчатки-вкладыши в краги. Весной и осенью больше подходят двухпалые мотоциклетные краги с байковой подкладкой — рукам в них теплее. Вообще, краги или перчатки нужны хотя бы потому, что из-за многолетнего систематического переохлаждения можно «заработать» ревматизм пальцев.
Особое внимание уделите одежде, защищающей от дождя. Не надейтесь на возможность укрыться от него: в дороге навесов может не оказаться. А как быть, если ненастная погода установилась надолго? Не пережидать же ее, зная, что где-то впереди через 300—500 км светит солнце, а дни отпуска уходят безвозвратно. Поэтому к движению под дождем надо быть готовым. Специальную одежду на случай дождя подготовьте, даже если собираетесь ехать в кожаном костюме. Как он ни хорош, все же от дождя не спасает: набухнув, он начинает пропускать влагу.
В таких случаях наиболее удобны и практичны прорезиненная куртка или длинный прорезиненный плащ с поясом. Чтобы полы плаща не относило в сторону ветром, их оборачивают вокруг ног и пристегивают к заранее пришитым кнопкам на задней части плаща. Полиэтиленовые и им подобные плащи для защиты мотоциклиста от дождя не годятся: во время движения они надуваются встречным потоком воздуха и рвутся. Так же мало подходят разного рода матерчатые плащи, куртки, комбинезоны, пропитанные водоотталкивающим составом. Такая одежда, быстро промокает, грязь с нее легко не смывается.
Если на вас будет надета куртка, в дополнение к ней поверх обычных брюк и сапог нужно надеть прорезиненные брюки с застежками у щиколоток. Такие брюки с успехом могут заменить хлорвиниловые штаны или такой же полукомбинезон. Эти вещи продаются в специализированных магазинах «Изотопы».
Непромокаемые брюки можно сделать и самому из листа толстой полиэтиленовой пленки. Швы свариваются при помощи утюга или электропаяльника. Во время сварки между утюгом, стержнем паяльника и пленкой прокладывается газетная бумага или лента тонкого фторопласта.
Ноги следует закрывать с особой тщательностью. Наличие на мотоцикле глубоких крыльев и. грязевых щитков полностью не предохраняет ноги от влаги. Во время движения по мокрому шоссе вокруг мотоцикла образуется водяная завеса из мельчайших брызг. Она смачивает обувь, которая, в конце концов, намокает, особенно в месте соприкосновения с педалью переключения передач. Да и резкий въезд мотоцикла в лужу или встречный автомобиль могут создать такой фонтан брызг, от которого невозможно укрыться. Поэтому бывалые мотоциклисты надевают поверх сапог хлорвиниловые чулки, которые также покупают в магазинах «Изотопы» или сваривают сами. Чулки можно сшить и из прорезиненной ткани. У щиколоток и под коленом их закрепляют резинками, удерживающими чулки на ногах.
В дождь желательно защитить и краги. Для этого используются полиэтиленовые пакеты, схваченные резиновыми кольцами у локтей. Управлению рычагами и ручкой газа такие пакеты не мешают.
Вмените себе в правило: лучше потерять несколько минут на надевание защитной одежды, чем ехать в мокром, а потом тратить часы на просушку или, того хуже, дни на лечение от простуды. В дороге приготавливаться к дождю старайтесь заранее, не дожидаясь его начала. Тогда сможете выехать почти «сухими из воды».
Если у вас на мотоцикле будет пассажир, не забудьте позаботиться и о нем. Он также должен быть надежно укрыт от холода и ненастной погоды. Учтите, пассажиру бывает даже холоднее, чем водителю, так как он сидит практически без движений, да и завихрения воздуха от ветрового щитка или корпуса водителя могут обдувать ему спину. Особое внимание обратите на одежду, если пассажир — женщина. Она должна быть обязательно одета в непромокаемые брюки, а поясница ее надежно защищена от холода. Краги пассажиру тоже необходимы, а на ногах желательны сапоги. Хорошо, если куртка легко отмывается от дорожной грязи и капелек масла, выбрасываемого из глушителей, поскольку и грязь и масло на большой скорости интенсивно осаждаются на спине пассажира.
Вообще экипаж мотоцикла должен быть одет равноценно, и, если хотите, красиво — эстетика тоже не последнее дело. Согласитесь, пиджак, надутый пузырем на спине, плащ с развевающимися полами — не очень-то красивое зрелище.
В дальнейшем идёт размещение багажа:
Перед каждым путешествием наступает момент, когда наконец-то
можно приступить к размещению багажа. Дело это не простое, как может
показаться на первый взгляд. Сколько ни ограничиваешь себя, вещей
обычно набирается много, даже самых необходимых. Иногда часть вещей,
таких, как ласты, маска, ружье для подводной охоты, может понадобиться
на длительной стоянке, например у моря. В этом случае их лучше
заблаговременно отправить посылкой.
Если все же придется брать большой багаж, то, размещая его на мотоцикле, придерживайтесь следующих основных правил:
- багаж не должен мешать управлению мотоциклом, загораживать фонари и номерной он не должен быть громоздким, увеличивать парусность, выступать за габариты мотоцикла, мешать ногам пассажира;
- багаж, располагаемый с каждой стороны, должен быть одинаковым по весу и объему; вес багажа вместе с весом водителя и пассажира не должен превышать грузоподъемность мотоцикла, указанную в технической характеристике (не забудьте — дополнительное оборудование тоже кое-что весит);
- багаж должен быть прочно закреплен;
- размещать его на мотоцикле надо так, чтобы не перегружать заднее колесо и иметь свободный доступ к вещам, нужным в дороге.
Размещая вещи, используйте каждую свободную полость на машине. Начните хотя бы с фары. Она пылебрызгонепроницаема, а это как раз наиболее подходящее место для хранения фотопленок. Внутрь ободка уложите запасные тросы, свернутые в кольцо, а в кронштейны, установленные в корпусе фары, поместите запасные лампы освещения. Все металлические предметы, помещаемые в фару, заверните в изоляционный материал во избежание замыкания контактов.
На внутренней стороне ветрового щитка закрепите непромокаемый карман, куда вложите карты, кроки, путевой дневник, талоны на бензин и масло.
На руль никаких вещей не вешайте: они уменьшают радиус поворота, тянут машину в сторону, раскачиваются при движении.
Багажник бензобака займите сумкой с фотокиноаппаратурой, транзисторным приемником, фонарем. Здесь эти вещи легкодоступны да к тому же окажутся в наиболее безопасном месте в случае падения машины. Не забудьте только дно сумки застелить виб-ропоглощающим материалом — микропористой резиной или поролоном. Над сумкой, при желании, можно закрепить краги, защитные очки и шлем. Предусмотри те, чтобы сумка быстро снималась с багажника при за правке бака бензином.
Можно закрепить груз на баке и без багажника, но тогда он может быть подмочен случайно пролившимся бензином, и после путешествия бак придется перекрашивать.
Под седлом-подушкой, если там имеется свободный объем, лучше всего уложить запасные части, мотоаптечку, запасную камеру, обернутую материалом, кусок провода, вулканизатор, коробочку с болтами, винтами и гайками.
Все детали и инструмент, которые должны быть под рукой, поместите в соответствующие зажимы в аккумуляторном и инструментальном ящиках. Рядом с аккумулятором установите баночку с маслом на одну заправку. Свободное пространство в ящиках заполните ветошью для протирки мотоцикла в дороге. Некоторые мототуристы умудряются втиснуть туда же тюбик с пастой для чистки рук, небольшую щеточку и жестянку с гуталином — не только ведь мотоциклу быть чистым!
На дуги или к постоянно установленным грязевым щиткам пристегните пеналы с надувными матрасами и при необходимости дополнительную емкость с маслом.
На заднем багажнике закрепите палатку, одеяло, простыни, надувные подушки. Все это обязательно заверните в непромокаемый материал. (Если путешествовать будете группой, палатку и постельные принадлежности можно разместить на разных мотоциклах.) Поверх этих предметов в отдельном пакете расположите все, что может защитить от дождя, — плащ, непромокаемые брюки, чехлы на дуги и т. п.
В левую боковую сумку укладывают вещи, необходимые в дороге, в правую — все остальное. При этом надо позаботиться, чтобы более тяжелые вещи оказались на дне сумок, а запасное стекло фары и еще одна камера — среди мягких вещей. Для защиты от пыли и влаги содержимое сумок предварительно заворачивают в полиэтиленовую пленку. Поскольку утром и вечером мототурист должен быть одет тепло, а днем теплую одежду можно с себя снять, в боковых сумках оставляйте для нее место.
Размещая багаж, запишите, где что лежит, и не нарушайте принятого порядка. Тогда в пути избавитесь от перекладываний и поисков.
Укрепляют багаж ремнями и резиновыми жгутами от эспандеров, продающихся в спортивных магазинах (рис. 53). Веревками не пользуйтесь: они путаются, перетираются, а после дождя их трудно развязать. Для закрепления груза на заднем багажнике достаточно трех ремней — двух продольных и одного поперечного. Вероятно, каждый ремень придется сшить внакладку ив двух кусков. Удлиненные таким образом ремни пропускают в скобки на багажнике и попеременно затягивают, прижимая и уплотняя багаж. Металлические наконечники резиновых жгутов-эспандеров, возможно, придется доработать: предохранительные пластины обломать, а крючки подогнать по диаметру трубок багажника. Резиновые жгуты могут понадобиться для дополнительного закрепления груза и прочих вещей. Удержать сумку на багажнике бака помогут резиновые кольца с крючками. Кольца вырезают из старой камеры, используют пассики от магнитофонов и т. п. Такие жгуты и резиновые кольца позволяют быстро и надежно закреплять вещи.
К сожалению, не все мотоциклисты правильно располагают и закрепляют багаж. Иногда на дорогах встречаются мотоциклы, доверху нагруженные чемоданами, мешками, «авоськами». Все это, размещенное в основном на заднем багажнике, привязано веревками, болтается. В таких случаях не обеспечивается безопасность движения, да и зрелище создается довольно неприглядное. Плохо закрепленный груз всегда мотает мотоцикл, особенно на виражах и неровностях дороги. Высоко расположенный центр тяжести и чрезмерный вынос груза за заднюю ось могут привести к отрыву переднего колеса от земли при трогании с места и при резком переломе профиля дороги. К тому же вероятность опрокидывания увеличивается, если на мотоцикле имеется пассажир. С перегруженной машиной, давшей такого «козла», справиться трудно, а на большой скорости почти невозможно.
Итак, все вещи уложены правильно. А как выполнена рекомендация относительно грузоподъемности мотоцикла? Практически соблюсти ее удается, если, путешествуя с пассажиром, вы собираетесь останавливаться в кемпингах и гостиницах. Если же рассчитываете жить на природе в собственной палатке, избежать перегрузки весьма трудно. Грузоподъемность мотоцикла в этом случае можно заранее несколько повысить, применив на заднем колесе более широкую покрышку (например, покрышку 3,25x16м заменяют на 3,5x16м) и увеличив давление на 0,2 атм. в переднем и на 0,2—0,3 атм. в заднем баллонах. Чтобы предотвратить удары в амортизаторах при максимальном их сокращении, увеличивают предварительное сжатие пружин. Обычно конструкции задних амортизаторов предусматривают эту возможность. Перегрузка мотоцикла в какой-то степени скажется на долговечности задней покрышки, деталей подвески задней цепи, ну и, конечно, на приемистости и максимальной скорости мотоцикла.
Имея мотоцикл с боковым или задним прицепом, вы можете разместить багаж с гораздо меньшими трудностями. Но и здесь есть свои особенности. Нос борового прицепа старайтесь не загружать тяжелыми и «габаритными» вещами, так как, во-первых, это увеличит «кивание» коляски при торможении, а во-вторых, создаст неудобство ногам пассажира. Пассажир в боковом прицепе не должен быть стеснен, иначе он будет быстро уставать.
Изнутри по бокам прицепа можно закрепить только небольшие карманы для разных мелочей. Во внутреннем багажнике коляски более тяжелые вещи старайтесь расположить на дне. Вниз также укладывайте все, что редко понадобится в дороге.
На внешнем багажнике (если он установлен) закрепите палатку, а чтобы не перегружать коляску, другие предметы, необходимые для ночлега, доверьте багажнику мотоцикла.
Задний прицеп с точки зрения размещения багажа создает гораздо больше удобств, чем боковой: багаж в него укладывать легче и быстрее, так как доступ открыт со всех сторон. Особенно ускоряются сборы, если в прицеп устанавливают небольшие чемоданы. Груз равномерно распределяют на днище и по возможности симметрично к продольной оси прицепа. Чтобы во время движения багаж не перемещался с боку на бок, его нужно закрепить с помощью ремней или резиновых жгутов, прикрепленных к кузову. Если на прицепе нет крышки, верх его накрывают непромокаемым материалом, который пристегивают резиновыми оттяжками к бортам. Грузоподъемность таких прицепов составляет примерно 30—35 кг.
Наличие заднего прицепа не должно порождать желания взять как можно больше вещей. В основном он служит для более удобного расположения багажа, лучшей защиты его от пыли и влаги, уменьшения перегрузки мотоцикла. Кстати, если прицепное устройство выполнено в виде багажника с задней площадкой и боковыми сумками, загружайте его только легкими вещами. Не забывайте, что половина веса прицепа приходится на заднее колесо мотоцикла.
Как видите, при размещении багажа на мотоцикле необходимо соблюдать определенные правила. Обычно первая укладка вещей перед путешествием требует немало выдумки и занимает много времени. Так что не откладывайте сборы на последние часы, иначе сорвете намеченный срок выезда или, того хуже, не выспитесь перед дальней дорогой.