НЕКОТОРЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ И БЕСПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ПО ЕЗДЕ НА МОТОЦИКЛЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
В этом документе мы попытались изложить некоторые мысли, навеянные как
собственным опытом, так и опытом других людей, который они излагали в
личных беседах или в коллективных обсуждениях очередной аварии,
демонстрировали на дороге/треке. Хочется верить, что изложенная здесь
информация приведет к уменьшению количества тяжелых аварий и
смертельных случаев. Читатель, помни, этот документ появился после
того, как в аварии погиб наш очередной товарищ.
Большая часть этих советов применима к езде по дорогам общего пользования, но часть из них можно использовать и на треке.
Если ты веришь в судьбу, то на дороге тебе делать нечего. Твоя судьба в твоих руках, мотоцикл – это твое продолжение, он часть твоего мозга, твои руки и ноги, все зависит от тебя самого. Если ты считаешь, что с тобой ничего не может случиться, то ты в этом скоро разубедишься. Каждый, кто ездил на мотоцикле, когда-нибудь падал, а если не падал, то все еще впереди. И тебя это не минует. Если у тебя в зависимости от настроения возникает желание открутить по полной, то ты долго не проживешь. Если ты считаешь. что мотоцикл это модно и круто, то сходи на кладбище.
Внимание! Все, изложенное в этом документе вы используете и соблюдаете на свой страх и риск. Авторы не берут на себя ответственность за любые возможные негативные последствия использования информации, изложенной в этом документе.
СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ
Этот раздел посвящен тем, кто садится или собирается сесть на первый
мотоцикл в своей жизни. Когда нибудь, мы добавим сюда наше мнение по
поводу выбора первого мотоцикла. Пока лишь основное, мы считаем, что
чем мощнее будет первый мотоцикл, тем больше у Ваших родственников и
знакомых шанс оказаться на Ваших похоронах. Истории известны единичные
случаи когда первый мотоцикл человека был раликальный спорт и этот
человек обходился без серьезных проблем в первый сезон, но такие случаи
единичные. А вот случаев попадания в морг или в лучшем случае в
больницу с серьезными травмами сильно больше. Наверное, если Вы все
таки не можете себе отказать в желании купить сразу что-то очень
резвое, имеет смысл потратить немного денег на обучение в мотошколе на
чужих, спокойных мотоциклах. Это сильно увеличивает ваши шансы на более
продолжительную жизнь.
ПОКУПКА МОТОЦИКЛА И ПЕРВЫЕ ШАГИ
Если это Ваш первый мотоцикл, то не надо пытаться своим ходом забрать
его из магазина. Попросите знакомых, продавца,наймите в конце концов
грузовик. Вы же пока еще не знаете, как дорого нынче медицинское
обслуживание и мотосервис. У вас еще все впереди. Вероятность того, что
Вы упадете в первый день близка к 1. ( все знают, что вероятность не
измеряется в процентах ? )
Прежде чем садится на мотоцикл, приобретите себе необходимую защиту. Она вам поможет. Джинсы, кожа и кости стираются по асфальту очень быстро. А заживают последствия асфальтовой болезни очень медленно. В дальнейшем, мы постараемся сюда добавить мысли о выборе защиты. Пока лишь общие соображения. Шлем – обязателен. Перчатки – обязательны. Мотоботы очень желательны. Один из авторов этих строк испытал кроссовки Reebok на прочность. После этого три недели ходил в тапочках. Штаны и куртка: идеально, купить все это с встроенной защитой. В крайнем случае, подойдут и отдельные наколенники, налокотники и защита спины. Не верите в необходимость защиты, попробуйте упасть с велосипеда на асфальт, лучше перед травмпунктом. Надо запомнить, с мотоцикла падают все. На месте, на маленькой скорости, на треке, в городе, на большой скорости. Неважно , какой у вас мотоцикл, неважно, как хорошо вы катались в детстве на велосипеде, вы будете падать. А в гипсе лежать, ходить, а тем более ездить ужасно проблематично.
Учиться лучше всего в хорошей мотошколе. Если мотошколы нет, то под присмотром человека с опытом езды на мотоцикле, если и этого нет, то в тихом и спокойном месте. Вспомните, как вы учились водить машину , вы глохли, не могли развернуться, задевали стойки, дергались при торможении и разгоне. Почему вы думаете, что на моциле все будет иначе ? Вообщем да, иначе. Любая ошибка в управлении скорее всего будет приводить к падению.
Не надо с первых дней испытывать максимальную скорость вашего аппарата. Разве вы уже дочитали до места, где мы рассказываем как тормозить. Нам известен случай, когда человек попробовал прокатится на Яве в гаражах. В результате – скончался через несколько дней. Все надо делать неторопясь. Научились трогаться и останавливаться, научились потихоньку поворачивать. Для нормального человека хватает пары недель для того, чтобы хоть как то освоиться с моцилем.
Материал для закрепления: До тех пор, пока Вы не научились не думая управлять вашим мотоциклом, не стоит выезжать на улицу. Человек, который вас переедет в случае вашего падения ни в чем не виноват, а он это будет помнить всю жизнь.
После того, как первые шаги сделаны, можно попробовать найти рядом какой нибудь картодром, трек, вообщем, любой участок дороги с отсутствующим движением. Начать прибавлять скорость, поворачивать, резче тормозить. Но это уже совсем другая история. К этому моменту вы уже знаете какое то количество местных мотоциклистов, места их тусовок и начинаете вместе кататься. (раздел групповая езда может оказаться полезным )
ЕЗДА ПО ГОРОДУ
Эти советы я хочу адресовать тем, кто только, что начинает ездить на
мотоцикле, хотя некоторым из нас не мешает освежить в памяти кое-что.
Перво-наперво нужно привыкнуть (да-да – привыкнуть) соблюдать ПДД, от
соблюдения правил зависит 90% Вашей безопасности, как в физическом, так
и в юридическом аспектах. Некоторые водители уверены, что ПДД не являют
собой сермяжную правду жизни и считают, что их не только можно , но и
нужно нарушать, спорить не буду, но я еще не знаком с ДТП, в которых
никто из участников не нарушил правила.
На самом деле, вероятно стоит соблюдать и учитывать не только ПДД, но и характерные особенности движения на вашей территории. Если в вашем городе принято из крайнего правого ряда поворачивать налево, то стоит учитывать эту особенность четырехколесников.
Ish: я уверен, что безопаснее всего ( как на машине, так и на мотоцикле ) передвигаться со скоростью, процентов на 20 превышающую скорость основного потока. В этом случае зона, которую необходимо контроллировать сужается до сектора впереди себя.
В любом случае, езда по городу требует от вас предельного внимания. Вы когда нибудь ездили на автомобиле ? Постоянно? Это хорошо. Давайте вспомним, сколько раз вам в стекло вылетал камень от впереди идущей машины . Сколько раз вы задевали за чужие зеркала, сколько раз вы слегка касались своей машиной чужую? У вас были и более серьезные аварии , машину потом чинили в сервисе ? А теперь проиграйте в голове все эти ситуации с одним только изменением. Вы попадали в них на мотоцикле. Камень от машины попал в ваш шлем ( если вы его одели), вместо легкой помятости крыла – открытый перелом колена, вместо пробитого радиатора при ударе о впередистоящую машину – сотрясение мозга, перелом позвоночника. Вам все еще хочется катаца ?
Стоит запомнить, что для мотоцикла очень критично состояние дорожного покрытия. Если открытый люк для машины – это гнутый диск и/или ремонт подвески, то если Вы на мотоцикле, то красоте вашего полета позавидуют каскадеры. Вот только падают они на подготовленные площадки.
ДОРОЖНОЕ ПОКРЫТИЕ И СЦЕПЛЕНИЕ С ДОРОГОЙ
Как мы уже писали выше, мотоцикл очень критичен к дорожному
покрытию ( а так же качеству резины ). Очень сильно поведение мотоцикла
зависит от установленной резины, температуры воздуха, влажности
дорожного покрытия.
Температура
По моей оценке (Ish) на обычной , дорожной резине типа Michelin Hi
Sport, Michelin Pilot Sport, проблемы со сцеплением с дорогой
начинаются уже при температуре ниже 10-12 градусов в сухую погоду.
Проблемы выражаются в увеличении тормозного пути, ощущение легкого
проскальзывания в повороте, некоторого виляния задом при разгоне. В
любом случае, чем ниже температура , тем больше вниманию надо уделать
прогреву резины, тем плавнее надо все делать. Думаю, что если
температура упала ниже 5 градусов, надо считать, что едешь по льду.
Особенно стоит быть внимательным в межсезонье, когда очень велика
разница между дневной температурой и утренней/вечерней. Стоит так же
учитывать, что нас больше волнует температура поверхности дороги. Так,
при 10 градусах воздуха и ярком солнце, температура дорожного полотна
может быть выше температуры воздуха и сцепление будет лучше. С другой
стороны, при такой же температуре и холодном ветре и отсутствии солнца,
температура полотна будет ниже. Со временем вы начнете чувствовать
дорожное покрытие, но помните, известно много случаев, когда человек
падает именно из-за проблем с недогревом колес.
Грязь (песок, масло ...)
Об этом не хочется даже говорить. На прямой, при равномерном движении
это еще можно пережить. Но не дай бог что-то, что резко ухудшает
сцепление с дорогой попадется вам в повороте. Окажитесь на земле и
пискнуть не успеете. Аналогично при торможении. Если в нормальных
условиях мотоцикл очень эффективно тормозит, то попадание на грязные
участки дороги при торможении с большой вероятностью приведет к
падению. Среди мест, с повышенной вероятностью загрязнения дорожного
полотна стоит отметить ( по крайней мере для Москвы): перекрестки,
заправки, выезды со стройплощадок и автобаз, места аварий,
разделительные полосы, места ремонтов дорог и другие.
Дождь
На самом деле, ездить в дождь вполне можно. Это начинаешь понимать
посмотрев ( а то и приняв участие в ) дождевые гонки. Стоит только
учитывать, что сцепление с мокрой дорогой сильно хуже чем с сухой.
Кроме этого, из за воды охлаждается резина, что так же приводит к
ухудшению сцепления. Будьте особенно осторожны на разметке, трамвайных
путях, полосах движения, примыкающих к газонам, гудроновых полосах,
лужах, местах со снятым и свежим асфальтом и всех потенциально опасных
местах, который были описаны в предыдущем абзаце. Стоит так же
учитывать, что в дождь ухудшается видимость для водителей автомобилей.
Они становятся еще более опасны. Вообще, для того, чтобы нормально
ездить в дождь стоит потренироваться на треке в мокрую погоду.
Незабываемые ощущения вам гарантированны. Стоит так же помнить, что
разная резина ведет себя по разному. Например, я (Ish) незамедлительно
упал на Michelin Pilot Race на мокрой дороге и неплохо погонялся под
ливнем на Michelin Pilot Sport. Разница между ними в том, что Pilot
Race не имеет протектора ( прорезей ) на значительной части боковой
поверхности резины, что приводит к образованию водяной подушки под
колесом и немедленному соскальзыванию.
О резине можно говорить долго. И может быть мы когда нибудь серьезно продолжим эту главу.
Несколько основных вещей:
Резина должна быть в хорошем состоянии, с нормальным давлением и подходящая для данного вида использования мотоцикла. Если вы преимущественно катаетесь по городу, то не стоит использовать гоночную резину ( слики и резины с индексами индексами race , soft , supersoft, race soft и так далее ). Все дело в том, что мало того, что гоночая резина быстрее изнашивается, она обычно приспособлена для более узкого диапазона температур, рабочих давлений и мест использования. Например, гоночая резина делается специально так, чтобы улучшить стабильность в поворотах с максимальным углом наклона мотоцикла и максимальной скоростью. При этом, теряется некоторая стабильность при движении по прямой. Гоночная резина обычно делается с меньшим протектором, что приводит к лучшему сцеплению с дорогой на чистой и сухой трассе, но резко ухудшает ее свойства при езде по городу в сырую погоду. Кроме того, некоторые составляющие гоночной резины очень быстро испаряются, что приводит к ухудшению ее сцепных свойств.